пятница, марта 30, 2012

научно-практическая конференция "ФГОС: первые итоги"

    Методическому сопровождению процесса реализации ФГОС НОО была посвящена Секция №7, цель и задачи которой были сформулированы следующим образом: выделить средства и способы формирования универсальных учебных действий, познакомиться с опытом решения проблемы формирования универсальных учебных действий педагогами города, выделить первоочередные задачи решения данной проблемы.
    Были представлены модели методической работы в общеобразовательном учреждении в условиях введения ФГОС НОО, рассматривался вопрос о школьном методическом объединении как ресурсе в разрешении профессиональных проблем педагога при реализации ФГОС. Было также предложено представить опыт работы учителей начальных классов.


Опыт индивидуально – ориентированного подхода в организации работы с педагогами в рамках методического объединения учителей начальных классов
Мусина Альфира Абатымовна
   В современном мире произошли и продолжают происходить большие изменения. Эти изменения естественным образом отражаются на образовании, расширяя образовательное пространство для учителя. Какие ресурсы сегодня использует современный учитель как источник саморазвития? Каждый учитель может быть ресурсом для самого себя. Это предполагает некоторые «самости» - самоорганизация, самоопределения, …, самообразование. Известно, что объем суммарных знаний человечества увеличивается вначале XXI века – каждый месяц, в 90-е годы – каждый год, в 80-е годы – за 5 лет, в 70-е годы вдвое за 10 лет (С.И. Колесников, зам. председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ).
     Способен ли  каждый учитель успевать за изменениями?
     Передовое педагогическое сообщество приходит к выводу о том, что сегодня осваивать новое эффективнее  в коллективно-распределенной деятельности так, как такая деятельность всегда завершается одним общим продуктом, и каждый на него имеет авторское право и несет такую же полноправную ответственность. Быстрее происходит обновление базы педагогических инструментов, методических материалов. Речь идет об объединении учительских сил, значит, и об экономии. Ближайшее объединение для учителя – это его школьное методическое объединение. Можно строить объединения и на других организационных уровнях.
    Рассмотрим как ресурс - городские проблемные группы, в частности учителей начальных классов (на базе Свердловского района).
    В первый год состоялось анкетирование, на основе результатов анкетирования произошло формирование групп – сообществ. Выбор приоритетных направлений был осуществлен с учетом запросов педагогов и современных тенденций в образовании: организация проектной деятельности, организация исследовательской деятельности, организация олимпиадной работы, ИКТ (блогодеятельность, освоение смарт-доски).
   На втором году работы методического объединения формирование сообществ начинает осуществляться по данным направлениям через самоорганизацию учителей. В начале каждого учебного года учитель района имеет возможность, исходя из своей методической работы и образовательной цели, войти в состав районной проблемной группы. В план работы каждого сообщества входит проведение тематических проблемно-целевых семинаров (1 полугодие), организация практической работы с учащимися (2 полугодие). Вся работа завершается осмыслением теоретического и практического опыта работы  с коллегами и с детьми из своего класса в данных направлениях.
   Третий год ознаменовался выдвижением координаторов в сообществах. Планирование работы происходит уже внутри сообществ. Руководитель ГПГ организует встречи для обсуждения вопросов по планированию работы, по разработке семинаров. Произошло делегирование некоторых обязанностей руководителя. Сообщества приобретают новый статус, основной чертой которого становится самостоятельность  в выстраивании маршрута развития. Такой индивидуально – ориентированный подход в организации работы с педагогами в рамках методического объединения учителей начальных классов приносит первый результат - представление опыта работы сообщества учителей по организации проектной деятельности  на Ярмарке педагогических инноваций в Самаре.
    Сегодня работа в сообществах продолжается. Возникают новые образовательные   продукты. Они будут представлены на Фестивале педагогических идей. В работу руководителя добавляется – помощь в оформлении результатов работы сообществ.
   Что в итоге? Индивидуально-ориентированный подход в организации работы, активная форма взаимодействия через самоорганизацию, ориентация на конкретный образовательный продукт. Это при большой загруженности учителя. Многие учителя работают в две смены. Приведу немного статистики:
08/09 уч.год    нет данных;
09/10уч.год – 76 чел. в теоретической части работы + 20 чел. в практической части работы МО;
10/11 уч.год - 48 чел. в теоретической части работы + 64 чел. в практической части работы МО;
1 полугодие 11/12 уч.года – 67 чел. в теоретической части работы + 70 чел. в практической части работы МО.
    Это говорит, что складывается индивидуальный – практико – ориентированный подход в организации работы с педагогами в рамках методического объединения учителей начальных классов.
    Что необходимо менять в профессиональной подготовке учителя? Как должна измениться система дополнительного профессионального образования, чтобы помочь учителю успевать за изменениями?
     В опыте работы ГПГ есть попытка использовать сеть Интернет как еще один ресурс для современного учителя. Что может делать учитель в сети Интернет? Использовать ЦОРы, образовательные сайты как активный пользователь. Может зарегистрироваться, принимать участие в форумах, он уже участник. Самообразование через дистанционные курсы, мастер-классы, сетевые проекты приведет его к совершенно новой позиции, он уже автор коллективных образовательных продуктов.
    Четвертый год существует блог учителей начальных классов Свердловского района города Перми. Сначала он использовался в качестве новостной ленты, как средство эффективного оповещения. На следующем этапе учитель мог привести в блог своего ученика хотя бы  в вопросах организации, подготовки к  районной олимпиаде «Светлячок». Сегодня учитель района может напрямую общаться с координатором своего сообщества.
Можно остановиться на возможных критериях  оценки эффективности работы блога, сказать о посещаемости блога, о средних показателях количества просмотров сообщений,  представить информацию об актуальных темах сообщений (см презентацию).
   При каких условиях ИКТ могут стать средствами профессиональной деятельности учителя (и средствами учебной деятельности учащихся)? В должностных инструкциях работников образования, утвержденных в августе 2010 года и Подпрограммой 4.4 ФГОС уточняется круг ИКТ-компетентностей учителя. Поэтому, вполне возможно, что направления работы ГПГ в ближайшее время будут уточнены как ИКТ в организации проектной деятельности, ИКТ в организации исследовательской деятельности, ИКТ в организации олимпиадной работы, ИКТ (блогодеятельность, освоение смарт-доски).


Комментариев нет:

Отправить комментарий