среда, ноября 12, 2014

В. Юркевич «Одаренный ребенок» (Изд-во: Просвещение, Учебная литература. 2006)


 Уважаемые коллеги! В рамках акции ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ "ОДАРЁННОСТЬ"Вашему вниманию предлагается отзыв на книгу 


Эта книга часто переиздается в разных издательствах, она входит во все списки рекомендованной литературы для психологов, педагогов и родителей. В ней раскрывается подробная история об одаренных детях: что такое одаренность, как ее отличить от обычной познавательной активности, почему в мире так много одаренных детей и так мало одаренных родителей.
Одаренные дети — это особые дети, с которыми проявляют инициативу заниматься и даже  создавать специальные школы. Автор считает, что одаренные дети — в сущности такие же, как и все другие, только лучше. Но В. Юркевич  сама с собой вступает в диалог. В чем-то они действительно лучше, а в чем-то — хуже обычных детей. Читая эту книгу, нужно с осторожностью относиться со словосочетанием «одаренный ребенок», потому что они другие. Автор утверждает, что все попытки «развить» одаренность являются бессмысленными. И никакой ребенок еще не стал гениальнее после посещения кружков или специализированных школ, куда его с гордостью определяют родители. Если ребенок с детства музыкален – не факт, что музыкальная школа поможет ему стать великим композитором. Нужен индивидуальный подход: возможно, учеба на дому. А самое главное - чуткое отношение к таланту, ведь одаренные дети еще и ранимые дети.
Автор приводит в пример выдающиеся рисунки Пушкина, музыкальный и дипломатический талант Грибоедова. Не случайно, что выдающийся спортсмен Ю. П. Власов стал хорошим писателем. С этой точки зрения и великий Леонардо, и Гете - не исключения, а наиболее яркое выражение существования именно общих способностей.
Виктория Юркевич, зав. лаборатории и психологии одаренных детей в Московском городском психолого-педагогическом университете, не даёт определение одаренности, называя её выражением «это – что-то еще». «Одаренность – это умственная «сверх» активность, высокие познавательные способности и… что-то еще» (В.Юркевич). Что касается памяти, то она  у одаренного ребенка практически всегда превосходная, но все же дело не в ней. Оказалось, во-первых, что память большинства самых обыкновенных детей становится просто превосходной, когда они имеют дело с чем-то, что их очень интересует. К примеру, самая ленивая девочка, ничего не помнящая из того, что говорится на уроках, вдруг приобретает замечательную память, когда речь заходит, скажем, о модах из "Бурды", которая оказалась у нее в руках всего лишь на пару часов. Мальчишка-двоечник тоже прекрасно помнит любую деталь из понравившегося ему ковбойского фильма. Есть еще одно обстоятельство. Память - одна из наиболее тренируемых психических функций. И хотя приемов развития памяти великое множество, тем не менее главный принцип её - как можно больше запоминать. Одаренные дети с большим увлечением занимаются умственной деятельностью и охотно и много запоминают. Дело не в памяти. Главное, что объединяет всех, таких разных "вундеркиндов", и что резко отличает их от обыкновенных детей, то это умственная активность.
Оказывается, самые «трудные» в обучении – это дети, обладающие  нестандартным видением, нешаблонным мышлением. Их тоже относят к одаренным. Они видят иную реальность, учителя боятся даже представить – какую. Никто не знает, что с ними делать и как воспринимать, наибольшее количество конфликтов возникает между учителями и – не хулиганами и ленивцами, а детьми, мыслящими нестандартно. Одаренным детям очень трудно в школе.
Людей, не любящих умственный труд, не так уж мало. Сама по себе хорошая успеваемость школьника не может служить свидетельством интенсивной познавательной потребности. Есть немало хорошо успевающих учеников, у которых одно желание - лишь бы не получить плохой отметки. А специфическая умственная лень отличников! По наблюдениям многих учителей, некоторым отличникам свойственна своего рода "машинообразность" деятельности, когда все едино, ни к чему нет интереса, а есть тренированное умение "делать" хорошие отметки.
Еще один интересный факт: у одаренных детей наблюдается диспропорция в увлечениях, их умственная активность, посвященная какому-то одному направлению, подавляет другие интересы. Но одарённый ребёнок  не распыляется на мелочи.
Родители часто жалуются: ребёнок не хочет гулять, не хочет развлекаться, хочет только решать задачи, читать книги, причем не развлекательные. Мама шестилетнего мальчика жалуется, что сын ночью под одеялом включает фонарик, чтобы читать серьезную книжку по биологии, которую изучают в старших классах специальных школ. Уже довольно давно у меня в практике был случай, пожалуй, наиболее ярко характеризующий это поразительное стремление к познавательной деятельности. Ко мне обратились по поводу странностей одного одаренного ребенка. Дело в том, что он, идя по улице, все время что-то шептал, чуть ли не разговаривал сам с собой. Вероятность патологий у одаренных детей несколько выше, поэтому я сначала насторожилась. Но все оказалось гораздо интереснее и, я бы сказала, нормальнее. Мальчик, кстати сказать, классический «вундеркинд» со всеми вытекающими отсюда чудесами, как оказалось, занимался на улице разработкой не больше не меньше как теории чисел. Глядя на проезжающие машины, он брал за основу номерной знак, затем полученное число возводил в куб простым перемножением, затем еще что-то делал с этим числом, например, извлекал квадратный корень, с тем, чтобы вернуться к исходному числу, с которого начал. Ну, а так как по ходу дела приходилось в уме выполнять довольно сложные вычисления, он иногда что-то шептал – «Помогает удержать в голове», – объяснил он. Его никто не заставлял выполнять такие сложнейшие вычисления, да еще в уме. Ему хотелось, ему было интересно. 
В  книге приведены тесты и задачи, помогающие определить уровень одаренности. Книга легко читается, автор много рассуждает, заставляя задумываться вместе с ним. Что может быть критикой? Автор рассматривает одарённость с узкой направленностью психолога. Книга полезна будущим или настоящим учителям и родителям, находящимся в сомнении: куда, в какую гимназию отдать ребёнка. А надо ли?

Комментариев нет:

Отправить комментарий