пятница, ноября 21, 2014

Отзыв на работу Матюшкина А.М. Концепция психологической структуры одаренности

Концепция психологической структуры одаренности Матюшкина М.А. Возрастные особенности одаренности. 

      Матюшкин Алексей Михайлович – известный психолог, автор многих статей, монографии. В своей работе «Концепция психологической структуры   одаренности Матюшкина М.А. Возрастные особенности одаренности» автор дает ответы на такие вопросы, как : Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или   социальная реальность? Как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подходов и развития?
        Согласно концепции А. М .Матюшкина, творческий путь познавательного процесса предполагает  внутреннюю мотивацию как основное условие для проявления творческих возможностей, обнаружению проблем и поиску их оригинального решения.
       Автор раскрывает структуру творческой одаренности, пять компонентов которой  совпадают с основными структурными     элементами, характеризующими творческое развитие человека. По мнению Матюшкина познавательные потребности- один из структурных компонентов  творческого потенциала ребенка. У одаренных детей познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности, которая по мере его творческого развития преобразуется в более высокие формы и выражается как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. С расширением исследовательского диапазона  основным структурным компонентом становится проблемность.
Трудность «открытия» выражается в преодолении сложившихся стереотипов, а оригинальность, как структурный элемент одаренности, выражает степень нестандартности, неожиданности предлагаемого решения и определяется, в частности,  отказом от стандартных очевидных гипотез.
       Общая одаренность выражается в более быстром обнаружении решения. Способность к оценке обеспечивает возможность самоконтроля, уверенности в себе, определяя этим многие его личностные и интеллектуальные качества.
      Предлагаемая концепция А.М. Матюшкина позволяет преодолеть односторонние представления о высших способностях  как преимущественно интеллектуальных, позволяет  раскрыть одаренность как общее основание творчества в любой профессии. А также позволяет использовать накопленный научный материал для психологической подготовки творческого  учителя,  психологической помощи родителям, воспитателям творческих идей.



Комментариев нет:

Отправить комментарий