воскресенье, декабря 07, 2014

отзыв на книгу Виктории Юркевич "Одаренный ребенок: иллюзии и реальность".

Отзыв по книге Виктории Юркевич «Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность».
«В моду входят не только фасоны платьев, но те или иные слова, идеи… Сегодня модной стала проблема детской одаренности. Везде и всюду ищут таланты, развивают таланты, создают фонды для помощи талантам».
Что же автор книги вкладывает в понятие одаренности? Это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями. В свою очередь способности – это способы выполнения деятельности. Не отдельные приемы, а глобальные, фундаментальные способы. Чьи способы лучше, у того и выше способности. Одни решают задачу простым перебором вариантов, ищут в памяти что – то привычное, другие ищут совершенно новое решение. В этом и есть проявление одаренности.
Виктория Юркевич пытается привлечь внимание к проблеме общих способностей и, соответственно, общей одаренности. Невозможно иметь какие угодно специальные способности, не имея при этом достаточно развитых общих способностей. Умственные способности – это лишь один из видов одаренности. Есть еще и моторная одаренность (спорт, танцы), и социальная (организаторские способности), и практическая (замечательный кулинарный талант), и другие. Но все специальные способности как бы вырастают из общих способностей, не могут существовать без них.
По ходу чтения книги складывается портрет одаренного ребенка: неровно успевающий, выбивающийся из общего темпа, странный в поведении, выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями, индивидуалист, не умеющий общаться, иногда тугодум, не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Для педагогов, имеющих дело с одаренностью, следует помнить следующие истины: способности развиваются только в любимой деятельности, любые дополнительные занятия, проводимые без желания ребенка, бесполезны; отметки, особенно в начальных классах, сами по себе никак способности не характеризуют; своеобразным мотором в развитии способностей является познавательная потребность.
Познавательная потребность должна взращиваться не только в школе, но и в семье. Одаренные дети, по мнению автора и по моим личным наблюдениям, как правило, вырастают в семьях безусловно интеллигентных, скорее, даже в семьях интеллектуалов. И дело здесь не в особых генах, дело именно в атмосфере в семье, в системе ее основных ценностей. Нельзя наказывать маленького ребенка за сломанную игрушку. Нужно постоянно проявлять свою любовь, когда ребенок мал, любовью избаловать невозможно.
Отдельная глава в книге Юркевич посвящена творческому таланту. В наше время престиж творчества весьма велик. Если раньше советская школа больше всего боялась творческого ученика, то сейчас творческие возможности всячески поддерживаются и развиваются.

Автор надеется, что после прочтения книги, читатели начнут замечать одаренность там, где ее раньше не видели; и дома всячески удобрять ту почву, на которой и растет дар ребенка (если вы родитель), или же на уроке создавать тот климат, в котором расцветают способности (если вы учитель), то некоторые задачи будут достигнуты. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий