воскресенье, ноября 30, 2014

Отзыв на работу «РАБОЧАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЁННОСТИ» под редакцией Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова, Ю.Д. Бабаева и др., - 2 изд., - М., 2003.

«Рабочая концепция одаренности» является результатом совместной работы авторского коллектива ведущих отечественных специалистов в области психологии одаренности.
Внимание к феномену одаренности обнаружило множество сопровождающих его проблем и вопросов. Например, отсутствует единая система выявления и отслеживания детской одаренности, а также подготовки учителя к работе с «нестандартным» ребенком.
Цель данной работы – расширить представления педагогов и психологов, об особенностях личности и возможных проблемах одаренного ребенка.
Представление об одаренности, изложенное «Концепции», расходится с привычным представлением об одаренности, как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка. Авторы  трактуют одаренность как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. По их мнению, именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован её потенциал. Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка. Этим определяется и гуманистическая направленность «Концепции», в которой особое внимание уделено бережному отношению к одаренному ребенку.
В первом разделе «Концепции» даются определения понятий «одаренности» и «одаренного ребенка». Описываются признаки, виды одаренности, а также раскрываются особенности личности и поведения одаренного ребенка. Авторы показывают, какую роль играет семьи в развитии одаренности и как осуществляются  взаимоотношения одаренных детей со сверстниками, взрослыми  и педагогами.
Во втором разделе «Концепции» рассматриваются принципы и методы выявления одаренных детей. Описываются основные направления работы при обучении одаренных детей. Авторы призывают применять четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ такие как: ускорение, углубление, обогащение и проблематизация.
Отдельная глава «Концепции» посвящена формам обучения одаренного ребенка в условиях общеобразовательной школы, в системе дополнительного образования, а также обучению в специализированных школах, ориентированных на работу с одаренными детьми (лицеях, гимназиях).

 Таким образом, «Рабочая концепция одаренности» является одной из важных и интересных работ, раскрывающих психолого – педагогические аспекты по выявлению и сопровождению одаренных детей. Данное пособие можно порекомендовать для прочтения педагогам с целью повышения своих профессионально – личностных  качеств.
Автор: Ольга Сенина

воскресенье, ноября 23, 2014

Отзыв на книгу "Одаренные дети"под общей редакцией Г.В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.¬376 с.


«Одаренные дети» ­ это сборник, состоящий из двух самостоятельных книг, адресованных как родителям одаренных детей, так и тем, кто связан с ними профессионально.

      Первая книга «Счастливые родители одаренных детей» написана Кэрол Тэкэкс. Одна из основных задач, которую ставит перед собой автор,­ помочь родителям понять меру oдa­ренности  cвoeгo ребенка, а также преодолеть те трудности, которые возникают в общении с ним. Автор приводит анкету для родителей одарённых детей, которая помогает определить уровень участия родителей в жизни ребёнка. Как невнимание со стороны родителей к одарённому ребёнку, так и чрезмерное сосредоточение на талантливом ребёнке вредно для его личностного развития.

      Вторая книга сборника «Одаренность: выявление и развитие»  обращена к воспитателям, учителям которым приходится сталкиваться с одаренными детьми  в своей профессиональной деятельности. Эта книга написана коллективом авторов под руководством М. Карне. Основная задача данной книги ­помочь педагогам в работе с одаренными детьми. Много внимания уделяется выявлению одарённости. Описываются существующие в данный момент в США программы по выявлению одарённости и обучению одарённых детей.  В книге раскрываются психологические методы диагностики. Перечислено множество методик, используя которые, можно выявить одарённых детей. Так же авторы выдвигают ряд требований к педагогу, который будет работать с одарёнными детьми. Среди качеств, необходимых учителю, авторы выделяют чуткость и доброжелательность, высокий ypoвень интеллектуального развития, дина­мичный характер,  чувство юмора, позитивную Я-­концепцию, зрелость и эмоциональную стабильность.

      Авторы призы­вают родителей и педагогов способствовать не только умственному, но и личностному развитию одаренных детей. Именно человеческое, спокойное и конструктивное отношение к таланту даст ему возможность почувствовать себя полноценным человеком.

пятница, ноября 21, 2014

Отзыв на работу Матюшкина А.М. Концепция психологической структуры одаренности

Концепция психологической структуры одаренности Матюшкина М.А. Возрастные особенности одаренности. 

      Матюшкин Алексей Михайлович – известный психолог, автор многих статей, монографии. В своей работе «Концепция психологической структуры   одаренности Матюшкина М.А. Возрастные особенности одаренности» автор дает ответы на такие вопросы, как : Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или   социальная реальность? Как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подходов и развития?
        Согласно концепции А. М .Матюшкина, творческий путь познавательного процесса предполагает  внутреннюю мотивацию как основное условие для проявления творческих возможностей, обнаружению проблем и поиску их оригинального решения.
       Автор раскрывает структуру творческой одаренности, пять компонентов которой  совпадают с основными структурными     элементами, характеризующими творческое развитие человека. По мнению Матюшкина познавательные потребности- один из структурных компонентов  творческого потенциала ребенка. У одаренных детей познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности, которая по мере его творческого развития преобразуется в более высокие формы и выражается как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. С расширением исследовательского диапазона  основным структурным компонентом становится проблемность.
Трудность «открытия» выражается в преодолении сложившихся стереотипов, а оригинальность, как структурный элемент одаренности, выражает степень нестандартности, неожиданности предлагаемого решения и определяется, в частности,  отказом от стандартных очевидных гипотез.
       Общая одаренность выражается в более быстром обнаружении решения. Способность к оценке обеспечивает возможность самоконтроля, уверенности в себе, определяя этим многие его личностные и интеллектуальные качества.
      Предлагаемая концепция А.М. Матюшкина позволяет преодолеть односторонние представления о высших способностях  как преимущественно интеллектуальных, позволяет  раскрыть одаренность как общее основание творчества в любой профессии. А также позволяет использовать накопленный научный материал для психологической подготовки творческого  учителя,  психологической помощи родителям, воспитателям творческих идей.



вторник, ноября 18, 2014

Отзыв по учебному пособию А.И. Доровской «Дидактические основы развития одаренности учащихся» (М. Российское педагогическое агенство, 1998. - 209 с)


Очевидно, что важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности.
В данном пособии рассматриваются основные проблемы развития познавательной деятельности способных и одаренных учащихся, научно обосновывается системно-деятельностный подход к обучению и развитию этой категории учеников, так как важно знать об особенностях развития, специфических истоках их творческого ума.
Даются психолого-педагогические рекомендации по составлению учебных программ по формированию содержания образования, которое должно начинаться с учета требований интеллектуально-личностных характеристик одаренных детей, а завершаться эффективными формами и методами его реализации. Раскрывается побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя в управлении познавательным процессом одаренных детей.
В педагогическом процессе развитие одаренного учащегося рассматривается, как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способным быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, умеющим ставить цель, искать способы ее достижения, быть свободным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы. В связи с этим в учебном пособии много практического материала по диагностике и развитию одаренности учащихся (диагностические матрицы, опросники, тесты, матричные планы, концептуальные модели, сценарии обучающих игр, логические математические задачи, упражнения по методу управляемого воображения, заданий для самопроверки усвоенного материала, примерные темы рефератов). Для облегчения работы учителя с практическим материалом прилагаются ответы к задачам.
Книга понравилась, она полезна для работы. Ценно то, что автор в доступной форме излагает материал по работе с одаренными детьми. Вызывает доверие эрудиция и большой опыт собственной практической работы автора книги. Пособие предназначено для руководителей, учителей, воспитателей и психологов образовательных учреждений разных типов.

среда, ноября 12, 2014

В. Юркевич «Одаренный ребенок» (Изд-во: Просвещение, Учебная литература. 2006)


 Уважаемые коллеги! В рамках акции ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ "ОДАРЁННОСТЬ"Вашему вниманию предлагается отзыв на книгу 


Эта книга часто переиздается в разных издательствах, она входит во все списки рекомендованной литературы для психологов, педагогов и родителей. В ней раскрывается подробная история об одаренных детях: что такое одаренность, как ее отличить от обычной познавательной активности, почему в мире так много одаренных детей и так мало одаренных родителей.
Одаренные дети — это особые дети, с которыми проявляют инициативу заниматься и даже  создавать специальные школы. Автор считает, что одаренные дети — в сущности такие же, как и все другие, только лучше. Но В. Юркевич  сама с собой вступает в диалог. В чем-то они действительно лучше, а в чем-то — хуже обычных детей. Читая эту книгу, нужно с осторожностью относиться со словосочетанием «одаренный ребенок», потому что они другие. Автор утверждает, что все попытки «развить» одаренность являются бессмысленными. И никакой ребенок еще не стал гениальнее после посещения кружков или специализированных школ, куда его с гордостью определяют родители. Если ребенок с детства музыкален – не факт, что музыкальная школа поможет ему стать великим композитором. Нужен индивидуальный подход: возможно, учеба на дому. А самое главное - чуткое отношение к таланту, ведь одаренные дети еще и ранимые дети.
Автор приводит в пример выдающиеся рисунки Пушкина, музыкальный и дипломатический талант Грибоедова. Не случайно, что выдающийся спортсмен Ю. П. Власов стал хорошим писателем. С этой точки зрения и великий Леонардо, и Гете - не исключения, а наиболее яркое выражение существования именно общих способностей.
Виктория Юркевич, зав. лаборатории и психологии одаренных детей в Московском городском психолого-педагогическом университете, не даёт определение одаренности, называя её выражением «это – что-то еще». «Одаренность – это умственная «сверх» активность, высокие познавательные способности и… что-то еще» (В.Юркевич). Что касается памяти, то она  у одаренного ребенка практически всегда превосходная, но все же дело не в ней. Оказалось, во-первых, что память большинства самых обыкновенных детей становится просто превосходной, когда они имеют дело с чем-то, что их очень интересует. К примеру, самая ленивая девочка, ничего не помнящая из того, что говорится на уроках, вдруг приобретает замечательную память, когда речь заходит, скажем, о модах из "Бурды", которая оказалась у нее в руках всего лишь на пару часов. Мальчишка-двоечник тоже прекрасно помнит любую деталь из понравившегося ему ковбойского фильма. Есть еще одно обстоятельство. Память - одна из наиболее тренируемых психических функций. И хотя приемов развития памяти великое множество, тем не менее главный принцип её - как можно больше запоминать. Одаренные дети с большим увлечением занимаются умственной деятельностью и охотно и много запоминают. Дело не в памяти. Главное, что объединяет всех, таких разных "вундеркиндов", и что резко отличает их от обыкновенных детей, то это умственная активность.
Оказывается, самые «трудные» в обучении – это дети, обладающие  нестандартным видением, нешаблонным мышлением. Их тоже относят к одаренным. Они видят иную реальность, учителя боятся даже представить – какую. Никто не знает, что с ними делать и как воспринимать, наибольшее количество конфликтов возникает между учителями и – не хулиганами и ленивцами, а детьми, мыслящими нестандартно. Одаренным детям очень трудно в школе.
Людей, не любящих умственный труд, не так уж мало. Сама по себе хорошая успеваемость школьника не может служить свидетельством интенсивной познавательной потребности. Есть немало хорошо успевающих учеников, у которых одно желание - лишь бы не получить плохой отметки. А специфическая умственная лень отличников! По наблюдениям многих учителей, некоторым отличникам свойственна своего рода "машинообразность" деятельности, когда все едино, ни к чему нет интереса, а есть тренированное умение "делать" хорошие отметки.
Еще один интересный факт: у одаренных детей наблюдается диспропорция в увлечениях, их умственная активность, посвященная какому-то одному направлению, подавляет другие интересы. Но одарённый ребёнок  не распыляется на мелочи.
Родители часто жалуются: ребёнок не хочет гулять, не хочет развлекаться, хочет только решать задачи, читать книги, причем не развлекательные. Мама шестилетнего мальчика жалуется, что сын ночью под одеялом включает фонарик, чтобы читать серьезную книжку по биологии, которую изучают в старших классах специальных школ. Уже довольно давно у меня в практике был случай, пожалуй, наиболее ярко характеризующий это поразительное стремление к познавательной деятельности. Ко мне обратились по поводу странностей одного одаренного ребенка. Дело в том, что он, идя по улице, все время что-то шептал, чуть ли не разговаривал сам с собой. Вероятность патологий у одаренных детей несколько выше, поэтому я сначала насторожилась. Но все оказалось гораздо интереснее и, я бы сказала, нормальнее. Мальчик, кстати сказать, классический «вундеркинд» со всеми вытекающими отсюда чудесами, как оказалось, занимался на улице разработкой не больше не меньше как теории чисел. Глядя на проезжающие машины, он брал за основу номерной знак, затем полученное число возводил в куб простым перемножением, затем еще что-то делал с этим числом, например, извлекал квадратный корень, с тем, чтобы вернуться к исходному числу, с которого начал. Ну, а так как по ходу дела приходилось в уме выполнять довольно сложные вычисления, он иногда что-то шептал – «Помогает удержать в голове», – объяснил он. Его никто не заставлял выполнять такие сложнейшие вычисления, да еще в уме. Ему хотелось, ему было интересно. 
В  книге приведены тесты и задачи, помогающие определить уровень одаренности. Книга легко читается, автор много рассуждает, заставляя задумываться вместе с ним. Что может быть критикой? Автор рассматривает одарённость с узкой направленностью психолога. Книга полезна будущим или настоящим учителям и родителям, находящимся в сомнении: куда, в какую гимназию отдать ребёнка. А надо ли?

воскресенье, ноября 09, 2014

Светлячок-2015

                                 Уважаемые коллеги!
 Приглашаем вас в 2014-2015 учебном году принять участие в работе проблемной группы организаторов предметных туров межрайонной олимпиады "Светлячок-2015". Первая встреча состоится в среду 26 ноября в 12.30 в МАОУ "СОШ №9 им.А.С.Пушкина с углублённым изучением предметов физико-математического цикла" в кабинете 24. По всем вопросам обращаться  к Надежде Станиславовне Линк  по телефону 8912-78-95-953.

четверг, ноября 06, 2014

Для авторов сообщений в блоге: как опубликовать свое сообщение

Войдите в систему Google под своим аккаунтом, убедитесь в том, что в правом верхнем углу виден ваш аккаунт,


- откройте свой электронный почтовый ящик, откройте письмо-приглашение, пройдите по ссылке (помните, у ссылки есть свой срок, действует в течение суток),

- теперь правее от Почта находим значок сервисов Google, нажмем и раскроется список,


- нажмем на слово ЕЩЕ, выберите сервис Blogger,

- найдите НАПИСАТЬ СООБЩЕНИЕ или СОЗДАТЬ СООБЩЕНИЕ,

- раскроется белый лист как в Worde и похожая панель инструментов - это место для Вашего будущего сообщения (поста) в блоге (курсор в белом поле легко устанавливается), над панелью инструментов есть строка для названия, здесь напишите ключевое слово Вашего сообщения.

- при желании можно разместить графическое изображение, для этого выберите на панели отмеченный инструмент,


- раскроется список:
* можно загрузить по URL (если ваше изображение уже находится в сети, например, в ВКонтакте или в любой другом сервисе (правой кнопкой мыши по изображению - копировать адрес картинки),
*если хотите воспользоваться изображением из личного архива, который находится в вашем компьютере, значит, выберем ЗАГРУЗИТЬ ФАЙЛ, дальше найдите нужное изображение, выделите, скажите ДОБАВИТЬ.











Итак, ваше сообщение содержит: 
графическую информацию,
текстовую информацию.

Выбираем функцию Публиковать.

Остался последний вопрос. Как редактировать сообщение при обнаружении такой потребности? 
  Очень просто. Возвращаетесь назад - до списка блогов, нажимаете на название блога, выйдет окно. 
  Находите в списке всех сообщений свое, далее ИЗМЕНИТЬ, после внесенных изменений ОБНОВИТЬ. Здесь также можно удалить свои ЧЕРНОВИКИ. Будьте аккуратны при удалении, случайно можно удалить чужое сообщение. Удаленные сообщения не восстанавливается, другим авторам будет обидно.








Ваше сообщение готово!
Осталось привести в единое оформление:
- единый шрифт (вообще-то устанавливается автоматически, рекомендуем менять в исключительных случаях),
- единый цвет шрифта (в теле сообщения цвет установится автоматически, рекомендуем менять цвет только для отдельных слов),
- форматирование ОТ КРАЯ ДО КРАЯ,
- не забудьте установить ярлык (правая боковая панель), кликнуть по слову ЯРЛЫК, в открывшейся строке либо выбираем один из уже имеющихся в списке, либо придумываем новый, например,  "Педчтения" (для всех авторов в рамках данной формы работы - единый ярлык),
- еще раз проверьте свою работу.














Остались вопросы? Задайте их в ниже комментариях к этому сообщению. С удовольствием ответим и поможем.

среда, ноября 05, 2014

Уважаемые участники проблемной группы "Исследовательская деятельность младших школьников"! Приглашаем Вас на очередное заседание 6 ноября 2014 г. в 18.00 в МАОУ "СОШ №10"